пятница, 10 февраля 2012 г.

Лекция Марата Ка


Стили и направления в интерьерах

Как не бывает людей, абсолютно похожих друг на друга, так не бывает и идентичных интерьеров… Каждый из них имеет свое собственное неповторимое лицо, именуемое стилем и характеризующееся направлением, рождаемое многими факторами, такими как время и место, устойчивые художественные формы, сложившиеся за долгие годы, мода, искусство как таковое и многое другое. И, несмотря на то, что формирование стилей и направлений в интерьерах имеет долгую историю, и основными из них стали классицизм, ренессанс, барокко, рококо, ампир, оно продолжается и по сей день.
К наиболее ярким и актуальным явлениям современного интерьер-дизайна сегодня можно отнести такие явления как:
1. Chinoiserie / Japonoiserie или говоря русским языком
– китайщина и японщина;
2. Фьюжн;
3. Минимализм;
4. Арби-крамби;
5. Кич;
6. Гранж;
7. Декаданс;
8. Винтаж-интерьеры;
9. Гей-интерьеры;
10. Интерьеры ACDC;
11. Клэш;
12. Национальные интерьеры, которые мы и рассмотрим подробнее.
Chinoiserie Japonoiserie . Пример этого стиля можно наблюдать в одном из Екатерининских дворцов. Причем то искусство, которое мы обычно принимаем за китайское (как современное, так и антикварное), таковым в действительности не является. И на поверку оказывается всего лишь колониальным, производящимся на потребу европейцам. А изначально китайские и японские предметы в интерьере причислялись к разряду « conversation pieces », и являли собой пример европейского дизайна на азиатские мотивы. Простой тому пример – слоники, выстроившиеся в ряд на серванте, и красочные подушки на кровати.
Трансексуальный интерьер характеризуется мебелью-перевертышем или так называемой мебелью с измененным полом. Это направление создавалось дизайнерами одежды и возникло до того, как его стали называть фьюжн. Уникальная особенность данного стиля – завершенность, продуманность до самых мелочей. Наиболее ярким представителем подобной индустрии, бесспорно, являются американские компании, в арсенале которых не только ткацкие фабрики, производящие одежду, но и мебельные. Стиль, где кресло из старой «битой» кожи, столик периода барокко или рококо, выкрашенный не золотом, а серебром. И вообще – совмещение, казалось бы, несовместимого – классики и современности. Подобное явление замечается также не только в интерьер индустрии, но и в автомобильной, одежной. – Большая машина с маленькими колесами и классическое авто переделанное под спортивное. Рваные джинсы одетые с очень дорогими ботинками или пиджаком и футболка под дорогие бриллиантовые часы…
Минимализм – стиль, казалось бы очень простой и понятные, но это не совсем так… Многие ошибочно полагают, что минимализм – это минимальное количество предметов. Вовсе нет. Это определенная форма, в которой видно содержание, общий объем ради чего-то главного. И это главное может быть чем угодно. Даже яблоком, лежащим в пустой комнате на комоде, который сделан из того же самого материала, что и пол, на фоне такой же стены, как и фасад здания, на салфетке из того же материала, что и ширма, постель и полотенца в туалете… Это как современная музыка, которая несмотря на разное звучание, в действительности представляет собой лишь два-три аккорда. Или суши, состоящие в основном из риса, но всегда имеющие свой собственный особый вкус.
Арби-крамби. Впервые эта стилистика появилась в 70-е гг. прошлого века, вместе с модой на старую дорогую одежду, магазины Армии Спасения, секонд-хэнды и гараж-сейлы. Хотя в действительности, это не совсем одно и тоже. Арби-крамби – это новая одежда и новые вещи, в эстетике изначально дешевых или якобы дешевых предметов. Обратите внимание на бездомных. Несмотря на несуразность своей одежды, изношенность и несоответствие размеру, они всегда выглядят безупречно с точки зрения силуэта… Сделать новую вещь в данной стилистке крайней сложно…  Кроме того, осложняет ситуацию еще и то, что арби-крамби совмещать с другим стилем невозможно. Она «живет» только с собой. Пример данной стилистики можно наблюдать не только в интерьерах, но и в одежде. И самые яркие его носители в обществе – Мадонна конца 90-х гг. и Жанна Агузарова, предпочитающие длинные мужские пальто и странную, немного клоунскую раскраску.
Кич – в русскоязычном понимании синоним слова «безвкусица», хотя в действительности, это скорее «бессмысленная безвкусица», свойственная тому или иному слою общества, ведь у каждого из них – свое понятие и свой предел красоты и безобразия. Поэтому все зависит от того контекста, в который помещен предмет кича, и от ситуации, в которую вложена та или иная вещь. Так, например, «пирамиды» из подушек на кровати, сложенных стопкой от большой к маленькой – ничто иное как мещанский кич. И если сегодня вы используете этот прием в определенном контексте – это придаст интерьеру и некую иронию, и старомодную прелесть… Кич – это не «наивное искусство», которому свойственна искренность и полное единение себя с предметом, а наоборот, некая дистанционность и ироничность. Как, например, толстый владелец какого-нибудь московского завода, затянутый в одежду от Dolce & Gabbana или Prada , не потому что он одет в кичевые вещи, а потому что общий вид его вызывает недоумение…
Гранж представляет собой искусственно состаренную дорогую новую мебель, сделанную в старой стилистике, которая не относится ни к перевертышам, ни к трансексуальной мебели. По большому счету это так называемый обшарпанный шик – shabby chic .
Декаданс – это всего лишь наши впечатления о роскоши буржуазного стиля начала прошлого века.
Винтаж-интерьер возникает как очень дорогой будуарный интерьер женщины, предпочитающей Шанель.
Гей-интерьеры – как правило, интерьеры, в которых нет дверей в туалет, две раковины, рядом стоящие унитаз и ванная или унитаз, который может быть внесен в спальню или расположен вообще посередине комнаты. Как это ни странно, несмотря на то, что это не вполне удобно, подобные интерьеры становятся модным, хоть и до сих пор остаются самым странным направлением в интерьер-дизайне. В оформлении подобного интерьера чаще всего можно встретить бледно-фиолетовые оттенки, некий странный кич, неон, ворсистые ковры, подиумную кровать и использование женских вещей в интерьере для мужчины.
Интерьеры ACDC или HR (хард-рок),возникли в East Village . В них преобладает неон и люминесцентные осветительные приборы. Они очень близки стилистике арби-крамби, но сказать, что это одно и тоже, все же невозможно. Характерные особенности ACDC – картина в стиле поп-арт, кровать, сделанная из куска автомобиля или гроба, кухня, найденная на помойке… - Полный треш. И все это размещенное в обычной маленькой квартире.
Клэш или так называемая несочетаемость цветов или фактур встречается в новорусских интерьерах достаточно часто. Наиболее ярким примером цветового клэша в архитектуре является Храм Христа Спасителя, совмещающий в себе сразу несколько цветов золота, и создающий тем самым абсолютно неприемлемый в интерьере предметный орнамент. Это одна из самых серьезных и распространенных ошибок нового русского интерьера. Ведь главное не количество золота, а его сочетаемость друг с другом. Ведь удивительно, что, несмотря на свою правильность и красоту со стороны архитектуры Храм Христа Спасителя вызывает чудовищное раздражение особенно у интеллигенции. И мы не понимаем, а тем более, не можем объяснить, откуда оно берется. А причина проста – тот самый золотой клэш… Но это не значит, что нужно бояться новорусского интерьера, главное помнить: звенящий интерьер нужно стараться делать одного цвета, тогда он будет смотреться по-настоящему богато, а не «бохато»...
Национальные интерьеры сегодня довольно популярны, особенно в России. К ним можно отнести марокканский, мексиканский, индийский, японский, восточный, английский, французский и др., соответственно характеризующие в интерьере стилистику определенной страны. Правда, «русского» в природе пока не существует, как и русских ресторанов. И вовсе не оттого, что использовать в интерьере элементы стиля аля русс плохо или неинтересно, а скорее оттого, что мы – русские, почему-то стесняемся своей страны, своей истории, своих традиций… И доказательство тому – рестораны, которые нас окружают. В то время как во Франции – преобладают французские, в Греции – греческие, в Мексике – мексиканские и т.д., в России, и в частности в Москве – как ни странно, японские и итальянские, что не огорчать, безусловно,  не может…

Комментариев нет:

Отправить комментарий